авторы: Дронова Дарья Сухарева Анна
Если мы приходим в музей, то в музеи мы для себя ищем не только отраду для глаз, но ещё мы понимаем, что музей влияет на наше интеллектуальное, нравственное содержание. Переходя от одной картины к другой, мы видим не только историю своей страны, своего народа, но ещё и узнаём, а насколько грамотны были ваши предшествующие соотечественники, насколько грамотны по-человечески вы? На картине Максимова «Будущий кормилец» мы наблюдаем сцену внутри крестьянского дома, когда мальчик, что называется, отчитывается перед встретившими его мамой и дедом, что он принёс. В руках у мальчика куски хлеба, в руках матери подорожная сума, из которой только что вытряхнули те куски хлеба, которые и пойдут семье толи в ужин, толи в обед, а может быть их нужно будет растянуть на несколько дней. На печи старик, укутанный в тулупы, будучи больным, привстал. По его фигуре мы понимаем глубокую задумчивость этого старика. Как жить? На что жить? Как прокормиться? Эти изображённые три лица пожалуй вся семья. Следы в доме – это следы нищеты, нужды. Стены избы - старые брус, возможно когда-то, пусть не в полном достатке, но усилиями тяжёлого труда семья жила не зная нищеты и унижения. И по какой-то причине, вот эти три лица, как остатки большой семьи, теперь влачат жалкое существование и последние надежды с кем связаны, надежды вот этого мальца, одетого в обношенный, рваный тулуп. Он пройдёт по деревням, по улицам города, принесёт гроши или остатки еды со стола более состоятельной семьи. Понятно что так долго продолжаться не может . Это следы позора, это следы страдания. Всё что отметил Максимов в этой картине, написанной 1869 году, это комментарий: « Отмена крепостного права не решила народных проблем, народных вопросов». Нет ответа на вопрос: какое будущее у этой семьи? Есть только мысль: страдание народа безмерно.
|