Воскресенье, 19.05.2024, 02:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы МОУ "СОШ №23" г. Саратова Емельяновой Н.В.

Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

проекты черновик
Если мы приходим в музей, то в музеи мы для себя ищем не только отраду для глаз, но ещё мы понимаем, что музей влияет на наше интеллектуальное, нравственное содержание.
Переходя от одной картины к другой, мы видим не только историю своей страны, своего народа, но ещё и узнаём, а насколько грамотны были ваши предшествующие соотечественники, насколько грамотны по-человечески вы?
На картине Максимова «Будущий кормилец» мы наблюдаем сцену внутри крестьянского дома, когда  мальчик, что называется, отчитывается перед  встретившими его мамой и дедом, что он принёс. В руках у мальчика куски хлеба, в руках матери подорожная сума, из которой только что вытряхнули те куски хлеба, которые и пойдут семье толи в ужин, толи в обед, а может быть их нужно будет растянуть  на несколько дней. На печи старик, укутанный в тулупы, будучи больным, привстал. По его фигуре мы понимаем глубокую задумчивость этого старика. Как жить? На что жить? Как прокормиться? Эти изображённые три лица пожалуй вся семья. Следы в доме – это следы нищеты, нужды. Стены избы - старые брус, возможно когда-то, пусть не в полном достатке,  но усилиями тяжёлого труда семья жила не зная нищеты и унижения. И по какой-то причине, вот эти три лица, как остатки большой семьи, теперь влачат жалкое существование и последние надежды с кем связаны, надежды вот этого мальца, одетого в обношенный, рваный тулуп. Он пройдёт по деревням, по улицам города, принесёт гроши или остатки еды со стола более состоятельной семьи. Понятно что так долго продолжаться не может .  Это следы позора, это следы страдания. Всё что отметил Максимов в этой картине, написанной 1869 году, это комментарий: « Отмена крепостного права не решила народных проблем, народных вопросов». Нет ответа на вопрос: какое будущее у этой семьи? Есть только мысль: страдание народа безмерно.
На картине Перова «Голова киргиза-каторжника»  мы видим лицо измождённое, но это лицо ещё не старого человека. Элементы народной ли одежды, элементы каторжной ли  одежды, трудно сказать. Здесь перемешалось в портрете всё и  национальное, и социальное. Раскрытые полы халата или какой то поддёвы, не свежая рубашка, вероятней всего порвана от времени, во всём нищета, во всём нужда, во всём следы горя, но когда смотришь на лицо этого человека, изображённого на портрете, понимаешь, что привлечь этот типаж мог лишь по одной причине: судьба человека, мысли человека не типичны. И первая реакция у зрителя, это вероятно реакция сострадать,  это реакция понять в чём вина этого человека. А когда обращаемся к истории русского государства, мы понимаем в период  1850х – 1880х годов происходило завоевание народов Средней Азии , конечно же не без ропотно, конечно же не покорно входили они в состав Российской империи и пред нами вот этот страдалец , может статься, поднявший руку на русского солдата, поднявший руку на иноверца, дальше вступал в силу закон: виновного наказать. Какое ещё может быть объяснение, что киргиз-каторжанин?  Киргизами, принято так было, называли все народы, проживающих в нынешних территориях Казахстана, Киргизии, поэтому говорить о происхождении, о  социальном статусе этого человека можно только догадываясь. Но вероятней всего это человек, который встал на защиту своей веры, своей семьи, своих традиций. Вероятней всего, переступил придел дозволенного, за что несёт наказание. А с другой стороны, вот в судьбе,  этого для нас иноверца, всё таки типичная судьба народа. Каторжанином мог быть и русский, и украинец , и белорус. И очень  часто виною преступления становилась та общая беда, несчастье народа, нищета народа.
На картине Маковского «Посещение бедных» мы видим не богатый дом, вероятней всего, это дом чиновника со следами давнишнего благополучия, а ныне это семья стариков, вероятней всего, под их опекой находится внучка и в этот уже обнищавший дом, настрадавшийся дом, приходит барин, приходит человек, считающий себя защитником страдающих. Его супруга с любопытством разглядывает обитателей дома, так может статься, что нищенской старушке она узнаёт свою давнишнюю знакомую и крайне удивлена изменениям, которые произошли со временем в её портрете, в её семье. Следы любопытства, следы удивления, но следов сострадания не видим на этой картине. В дверях, между пришедшими, мы видим ещё одну хозяйку дома – это молодая девушка. Она прячется за спиной посетителей, ей очень не хочется признаваться в том статусе бедствующего человека, ей очень совестно того, что в её судьбе происходит, вот эта нужда, это страдание, собственное бессилие , отсутствие перспектив. В картине следы бывшего благополучия запечатлены в изразцах печи, а справа от неё буржуйка, которая позволяет более экономно обращаться с топливом, согреть можно дом, но кто согреет душу тех, кто якобы приходит в этот дом с помощью?  Какую помощь здесь предложат? Это будут копейки, это будут рубли, в лучшем случае это будут добрые слова. Год написания картины 1874 говорит о том, что народ ждёт другого сострадания, других приёмов помочь бедствующему народу. Вероятней всего Маковский близок будет идеологии революционеров. В его картине так много страдания, много желания изменить судьбу народа.
Останавливаемся у картины Мясоедова «Зреющие нивы» пейзаж, огромные просторы русских полей, богатые хлеба, лазурное небо, светлые облака, пролетающие над просторами – во всём радость. Пейзаж очень знаком современными видами, и всё таки можно задуматься о судьбе народа, стоя у этой картины. Ни одного человеческого образа, ни одного намёка о конкретизированном портрете  и всё таки думать о человеке автор просит. Передний план картины – это колея, набитая колёсами телеги. Вдали, между хлебами, повозка, загруженная хлебом. Лошадь тянет тяжелейший воз,  следом идёт хозяин, силуэты едва различима среди высоких хлебов и , глядя на эту картину, рассуждаешь о колоссальном труде, который нужно вложить, чтобы взрос такой хлеб, чтобы страна, огромнейшая страна, была сыта. Картина создана  в 1892 году. Нет тракторов, нет той техники, которая могла бы поднять эти огромные просторы, сделать их пашней, кормилицей. Каким же должен быть человек тружеником, чтобы вынести на своих плечах эту заботу о родине, возделать эту землю. золото, богатство России – её хлеба. Эта картина становится гимном, воспевающем труд русского человека. Русский музей, в котором хранится эта картина, по праву гордится этим произведением. Тема возделанной пашни часто встречается в творчестве художников, но вот конкретно картина Мясоедова интересна как раз повествованием не только о пейзаже, но и о характере русского человека, человека – труженика, патриота. На душе теплеет при взгляде на это полотно.
«Чумацкий тракт в Мариуполе» картина написана Коидже в 1875 году. Находится в государственной Третьяковской галерее. Эта картина своими тонами очень отличается от картины Мясоедова «Зреющие нивы». Здесь холодные, тёмные, серые краски. Пейзаж говорит об осени, вдаль тянутся караваны обозов вероятней всего зерно, какой то ещё продукт везут то ли на ярмарку,  то ли как должное в качестве платы. Никакой радости нету  том что богатое село делится своим доходом, своим урожаем. Вот это серое небо, вот эта глубокая жидкая грязь, эти утомлённые долгой дорогой валы, эти уставшие люди, эта воющая собака, эта дорога уходящая не просто вдаль, а как будто в никуда. Тоска. От чего? И в поиске этого ответа приходишь к одной только мысли: колоссальный труд, вложенный народом, превращается  в чью пользу?  Служит этот труд чьей радости? Безнадёжность. Нет ответа. Жаль тот народ, который не имеет возможности , обладая богатством, плодами своего труда не может быть счастливым. Грустно.
Стоя у картины Волкова «Весенний снег», сначала любуешься самими пейзажем, любуешься первым снегом, который лёг на берега речки. Снег пришёл так рано, что ещё дальний лес не успел обнажиться. Снег пришёл так рано, что наверное застал неожиданно и деревенских жителей. Пейзаж не отражает лиц, но элементы пейзажа говорят: «Здесь есть человек». Через речку перекинут слабый, наверное уже рассыпающийся, деревянный  мосток. Он тоже запорошен снегом. И по берегу, а потом по мосту и туда дальше в глубь следы повозки. Вол, лошадь  тянутся туда, в те просторы. По моему, беда пришла в русскую деревню, беда пришла на русское подворье. Скотину кормить нечем, и хозяин отправился за тем сеном в луга, которое было припасено на те, дальние месяцы со стужей и морозами, а нужда гонит сейчас. И вроде бы светлые краски, и зеркальная гладь реки просят: «Любуйся этим пейзажем». А вот те элементы, подсказывающие судьбу человека,  навивают грусть, навивают задумчивость. Только природа предложила первые трудности, а уже нужда погнала. Что там впереди? Какая неизвестность? И вот эту задумчивость, эту тревогу пейзаж навивает той дымкой, которая занимает задний план картины. Любуешься, грустишь и страдаешь. Волкову удалось создать это настроение. Картина написанная 1883 году. Далека как будто от политических мыслей. Когда владея какими-то знаниями из истории русского государства. Смотришь на такие картины, не можешь остаться в пределах пейзажа, думаешь о человеке.
Картина Неврева «Семейные расчёты» - известная картина, и не удивительно, что останавливаясь на против этой картины, начинаешь не просто рассматривать лица, изображённых членов семьи, но и проводишь какие-то аналогии по судьбам знакомых людей или оцениваешь своих родных. Что ждёт тебя, как ты построишь отношения со своими родными, как ты построишь свою жизнь, чтобы не произошло то горе, которое изобразил в своей картине Неврев.  Старший сын требует у матери своей доли в наследстве после смерти отца, успешного купца. В дележе имущества участвуют и другие члены семьи. Уставшая, измученная вопросами и требованиями, мать может найти сострадания и понимания только у младшей из дочерей, но она, младшая, стоя за креслом , ничем помочь матери не в состоянии, кроме доброго слова, кроме слёз, которые она может добавить к слезам матери. Ничем, потому что она младшая. За старшими, за мужчинами право распоряжаться судьбами, капиталом. Нет в этой семье того, чего хочется: тепла, взаимопонимания, способности сострадать, способности содействовать. Здесь почти волчья стая, но цивилизованная, выхоленная и абсолютно лишённая теплоты душевной.
(вывод) Нужно остановиться у картин: рассмотреть и понять их, но ещё надо перечитать те слова, которые организаторы выставки использовали на стенде отзывов о предыдущих выставках и здесь самые разные портреты посетителей выставки мы увидели. Это и малоумки, которые огорчились, что пришли сюда и не нашли похабщины , не нашли развлечения, здесь их заставили задуматься о совести , о нравственности. Отзывы других посетителей говорят, что вы живёте среди высоконравственных высокодуховных представителей обществ и самим хочется быть похожими на них.
И вот таким образом мир ваших увлечений выводит вас фактически на выбор своего жизненного пути. Вы тот примитивный человек или духовный, широко распахнутыми глазами смотрели на мир. Ваша душа коценькая, жалкая или ваша душа обогащается опытом предыдущих поколений. Ваши планы, какими родителями быть, тоже корректируются, вы понимаете, что ваш будущий ребёнок не должен быть некем упрощением человеку подобием, понимаете как много надо в ребёнка вложить. Чтобы он был зрелым гражданином. Мир ваших увлечений вас не просто развлекает и не просто формирует ваше гражданское лицо, мир ваших увлечений является ситом, через который вы решаете: эти люди будут близки мне! А с этими я ничего общего иметь ничего не желаю!

Категория: Мои статьи | Добавил: Natalja-23 (22.05.2012)
Просмотров: 405 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz